sep
middleshadow scroll-top
«Процессуально-ориентированный подход к паническим атакам»

Процессуально-ориентированный подход к паническим атакам



Основные положения

Панические атаки — это приступы ужаса, которые вторгаются в мирный поток повседневной жизни. В процессуальном подходе к работе с паническими атаками важная роль отводится осознанию многомерности человеческого переживания и обращению к разным уровням через исследование, как биомедицинских и контекстуальных, так и сновидческих аспектов (то есть субъективного восприятия нейробиологических и когнитивных особенностей) панических атак. Настоящая работа базируется на докторской диссертации и последующем клиническом опыте Лили Василиу. В исследование включены примеры из практики основателя процессуального подхода доктора Арнольда Минделла, в которых автор данной работы и пять других людей, страдающих от внезапных панических атак, выступают в качестве клиентов. Это послужило базой для формирования методологии и выделения девяти шагов (фаз работы), которые описывают широкий спектр направлений и методов построения терапевтического взаимодействия, наблюдаемого в этих шести случаях.

Центральная гипотеза, выдвигаемая в рамках данного подхода, заключается в том, что содержание переживания панических атак является необходимым направлением в жизни человека (частями его сущности, подавляемыми идентификацией), которое может быть проявлено через раскрытие сновидческих аспектов панической атаки. Согласно данной гипотезе следование этому направлению (то есть осознание подавляемых аспектов своей натуры, открытость им, позволение им постепенно войти в свою жизнь и восстановить целостность) может отразиться на переживании панических атак (а именно смягчить или полностью исключить их). Это предположение подразумевает связь тела и ума — взаимодействие между осознанностью и телом, между духом и материей. Сформулированная выше гипотеза служит основанием для будущей исследовательской работы.

Процессуально-ориентированная психология (процессуальная работа)

Процессуально-ориентированная психология (или процессуальная работа) — это развивающийся, междисциплинарный подход, применяемый для раскрытия себя на индивидуальном уровне, на уровне межличностных отношений и организаций. Он был разработан в 1970-х годах в Цюрихе (Швейцария) доктором Арнольдом Минделлом и его коллегами, и уходит корнями в даосизм, квантовую физику, Юнгианскую психологию и мышление аборигенов.

Сущность подхода заключается в развитии осознанности. Центральным понятием является даосский принцип «процесса», «потока», «трансформации», или «следования Дао» (Mindell, 1995, p. 90), который также можно обозначить как «наблюдение естественных моделей и движений природы и следование им» (Mindell, 1995, p. 58). Процессуальные работники обращаются к различным формам сознания, чтобы «прокладывать путь (через разные уровни реальности) психологическим и физическим процессам (будь то индивидуальные, межличностные или групповые процессы), способным осветить и разрешить внутренние, межличностные, групповые и мировые задачи» (Mindell& Mindell, 2002).

Минделл условно выделяет три уровня реальности (измерения переживаний, сферы восприятия), которые связаны с тремя степенями осознания. На рис.1 показаны три уровня реальности: "Обусловленная реальность«# (ОР) — повседневная действительность, которую большинство людей воспринимают как реальную, переживаемую в категориях «времени, пространства, веса и неизменных систем измерения» (Mindell, 2004a, p.17); «Страна грёз» — реальность сновидений, которая переживается как «фантазии, субъективные ощущения, мечты и сновидческие образы» (р.17); и «Основа» — область «сублиминального# или „проблескового“ осознания, не доступная рефлексии» (Mindell, 2000b, p.310), из которой проистекают Страна грёз и Обусловленная реальность, и которая переживается как «восприятие едва уловимых тенденций» (Mindell, 2004a, p.17), «интуиция или смутные ощущения, которые с трудом можно передать словами» (Mindell, 2004a, p.15).

Предпосылки формирования процессуального подхода

В задачи данной статьи не входит раскрытие некоторых значимых теоретических параллелей, которые Минделл проводит между проявлением сублиминальных осознаваний в сновидческих переживаниях и повседневной реальности и концепцией австралийских аборигенов, согласно которой «Время творения# — это источник и изначальная сила, дающая жизнь всему сущему» (Mindell, 2000a, p.8). Вкратце, эти параллели включают: процесс наблюдения в квантовой физике (где волновая функция нарушается таким образом, что электрон, который раньше мог находиться в любом месте, обнаруживается в более или менее определённой точке) (Mindell, 2000b, p.177-190); процесс сопряжения в математике (где сложное число — то есть число, в которое входят и вещественные, и мнимые числа, умноженное на его зеркальное отражение, получает вещественное число, через которое разрушается волновая функция); и Буддистский анализ процесса восприятия (проводящий различие между 17 и 45 ясными «моментами» в процессе наблюдения, благодаря которому то, что проникает из неделимого целого, постигается «эго») (Mindell, 2000a, p.46-52).

Для моей цели достаточно сказать, что проводя эти теоретические параллели, Минделл предполагает, что для понимания необъяснимых на данный момент, не укладывающихся в существующие понятия, событий, включенных в вышеуказанные процессы, наука должна ввести дополнительный принцип: а именно «тенденцию природы подвергать рефлексии саму себя» (Mindell, 2000b, p.188). Иными словами, Минделл предполагает, что в основе Вселенной лежит «сублиминальная или „проблесковая“ осознанность» (p.310), которая имеет тенденцию к осознанию самой себя.

Исходя из этих положений, он заявляет, что изучение или осознание (сфер обусловленной реальности или страны грёз) протекает через процесс автономного анализа сублиминальных осознований (сферы Основы). Другими словами, сублиминальная осознанность подвергается рефлексии автоматически как функция тенденции к саморефлексии Вселенной, проявляющаяся в обусловленной/конкретной реальности.
Минделл утверждает, что этот автономный процесс саморефлексии может как подавляться, так и выходить на передний план, в зависимости от того игнорирует ли человек необусловленные# аспекты своих переживаний или концентрируется на них, входит в их измерение. Когда автономный процесс саморефлексии игнорируется, человек осознаёт лишь сферу обусловленной реальности, чувствуя оторванность от более глубинных аспектов своей сущности, и воспринимая жизнь как череду препятствий. Когда же процесс саморефлексии включён в сознание, человек видит многомерность своего опыта, воспринимает себя как соавтора своей реальности, и со временем развивает идентификацию, для которой осознанность восприятия становится важнее замыкания на каком-то конкретном переживании.

Применение парадигмы процессуальной работы, то есть практика осознанного следования потоку переживаний из обусловленной реальности через страну грёз к основе и обратно, базируется на приведённых выше положениях.

Препятствия и проблемы с позиции парадигмы процессуальной работы

Как было упомянуто выше, ощущение столкновения с препятствием, согласно парадигме процессуальной работы, рассматривается как следствие игнорирования автономного процесса саморефлексии. Когда мы ограничиваемся лишь обыденным ощущением себя (восприятием себя как тела, расположенного во времени и пространстве), аспекты нашего опыта (зачастую включая само восприятие автономного процесса саморефлексии) подавляются нашей идентичностью и системой верований, в которой она сформирована. И тогда эти аспекты наших переживаний заявляют о себе в сфере повседневной реальности в виде проблем. Таким образом, переживание, которое мы игнорируем, появляется в сфере обусловленной реальности как некое препятствие. Соответственно, проблемы в парадигме процессуальной работы понимаются как носители информации, жизненно необходимой для того, чтобы человек ощущал своё существование более целеустремленным, осмысленным и потенциально полезным.

Панические атаки

В свете вышеизложенного, панические атаки в парадигме процессуальной работы понимаются как тяжёлые нарушения потока повседневной жизни и, в то же время, как проявления игнорируемых переживаний, являющихся потенциальным ключом к восприятию многомерности своего опыта.
Для нашей повседневной идентичности панические атаки — это ужасающие переживания. Большинство людей в той или иной степени сталкивались с ощущением паники. Феноменологически это воспринимается как чувство страха. Теоретики (Izard, 1992; Ekman, 1992) рассматривают страх как базовую эмоцию, которая существует во всех культурах всех народов. Она обусловлена мгновенной реакцией организма «бей или беги» (Cannon, 1929), которая влечёт за собой специфические нейробиологические и когнитивные изменения. Кеннон рассматривал эту реакцию как своего рода «сигнал тревоги», благодаря которому организм физически и морально мобилизуется, чтобы защитить себя от имеющейся угрозы. Интенсивность реакции «бей или беги» может варьироваться в зависимости от ситуации. Барлоу считает (2002), что усиление феноменологического признака «обеспечивает приравнивание страха к панике» (p.107), предполагая, что паническая атака — это активация реакции «бей или беги» в отсутствии реальной угрозы.

Иными словами, люди, переживающие панические атаки, входят в то же психофизиологическое состояние, что и люди, которые внезапно столкнулись с надвигающейся опасностью. В связи с этим они могут впасть в оцепенение или испытать непреодолимое желание убежать, почувствовать одышку или удушье, учащённое или сильное сердцебиение, ощутить головокружение или неясность сознания, дрожь или тремор, потливость, вспышки жара или озноб, тошноту, онемение или покалывание в некоторых частях тела, чувство нереальности окружающего мира или собственного тела, страх смерти или потери контроля. Отличие заключается лишь в том, что в случае панической атаки, для человека нет никакой реальной угрозы.

Приступы панической атаки обычно начинаются внезапно и достигают пика в течение десяти минут. Они могут провоцироваться определёнными ситуациями, такими как переезд через мост или полёт на самолёте, а могут возникать спонтанно — без видимых причин. Они могут быть следствием различных тревожных расстройств, установленных в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств Американской психиатрической ассоциации (Американская психиатрическая ассоциация, 1994), куда входят паническое расстройство, социофобия, специфическая фобия, посттравматический синдром, обсессивно-компульсивный синдром и другие тревожные расстройства. Также панические атаки могут вызываться непосредственно физиологическими эффектам или общим медицинским состоянием.

Стандарты лечения

Медикаментозное лечение, когнитивно-поведенческая терапия и комбинированный подход, включающий и то, и другое, считались до настоящего времени наиболее эффективными методами, и рассматривались в Соединённых Штатах как стандарт лечения (Американская психиатрическая ассоциация, 1998; Beamish, Granello, & Belcastro, 2002). Теоретики и практики, придерживающиеся этих положений, разрабатывали методы снижения подверженности людей паническим атакам, и полагали, что контроль симптома и его ослабление — это эффективные способы борьбы с ним. Такие стандарты лечения нацелены на удовлетворение биологической потребности человека в облегчении болезненных симптомов, которые теоретически могут привести к мозговому повреждению.

На мой взгляд, подходы, которые в настоящее время оформлены в виде стандартов лечения, важны и необходимы, поскольку они имеют дело с очень значимым аспектом человеческого опыта. Биомедицинские исследования нейробиологии паники, на основании которых разрабатываются антипаничские медикаменты, также как и когнитивно-поведенческие подходы, концентрирующиеся на контроле или подавлении симптомов, предлагают пути утоления потребностей человека в рамках обусловленной реальности — таких как потребность справляться с трудностями повседневной жизни в относительно короткий период времени, потребность в восстановлении чувства контроля, потребность в дистанцировании от переживаний и т. д. Однако эти подходы работают лишь на одном уровне человеческих переживаний — на уровне, который связан с телом, локализованном в пространстве и времени. В этом уровне отражено мировоззрение, господствующее сегодня в науке, которая определяет реальность как то, что может быть воспринято органами чувств, измерено и подтверждено экспериментально.

Перспектива процессуальной работы с паническими атаками

Парадигма процессуальной работы вносит в сферу медицины и психологии идею ценности, и значимости для достижения успеха представления о многомерности человеческого восприятия, выделяя два уровня реальности: реальность, которая может быть непосредственно измерена и которую принято считать настоящей (обусловленная реальность), и сновидческая реальность, которую невозможно измерить напрямую и которую принято считать не настоящей (необусловленная реальность). Подобное деление отражает новое, развивающееся мировоззрение, которое бросает вызов основам метафизики науки (её основополагающим представлениям о природе реальности) (DiCarlo, 1996; Radin, 1997).
Выдвижение идеи о важности обоих аспектов человеческих переживаний — как обусловленного, так и необусловленного — расширяет концепцию лечения, включая в него изучение разных уровней опыта. В этом смысле парадигма процессуальной работы предлагает новый подход к лечению панических атак, в поле зрения которого оказываются как обусловленные, так и необусловленные аспекты их восприятия человеком.

Как показано на рисунке 2#, панические атаки — это переживания, которые связаны со специфическими нейробиологическими и когнитивными проявлениями (такими как учащённое сердцебиение, одышка, боязнь смерти или потери контроля и т. д.). У этих особенностей есть как обусловленные и необусловленные аспекты.

Обусловленные аспекты — это те, которые могут быть восприняты органами чувств, измерены и опробованы, и которые принято считать реальными. Например, движения челюстей или конечностей того, кто дрожит; частота сердечных сокращений у человека с учащённым сердцебиением; затруднение дыхания у того, кто испытывает одышку; утверждение человека, говорящего, что он боится умереть или потерять контроль. А также уровень метаболита нейромедиаторов# в спинномозговой жидкости, активация определённой области мозга во время панической атаки, наличие или отсутствие специфических генов или особых рецепторов и т. д.
Обусловленные аспекты нейробиологических особенностей паники связаны с осязаемым, физическим измерением тела, то есть с телом как объектом, локализованном в пространстве и времени. Это то, что Минделл относит к «обусловленной реальности» (ОР) (Mindell, 2000b, p. 25).

Необусловленные аспекты нейробиологических и когнитивных особенностей паники — это сноподобные переживания, связанные с теми проявлениями, которые не могут быть непосредственно измерены и которые не принято считать реальными. Например, переживание учащенного сердцебиения как барабанного боя, или ощущение сдавленности в груди как скованности льдом, чувство страха как угрозы со стороны некой сущности, которая хочет вас убить.

Необусловленные аспекты особенностей паники связаны со сновидческим уровнем тела, в котором оно не может быть просто определено в пространстве и времени. Это то, что Минделл относит к «необусловленной реальности» (НОР) (Mindell, 2000b, p. 25).
При рассмотрении необусловленных аспектов человеческого переживания панической атаки можно обнаружить точки входа в сновидческий уровень реальности и процесс, лежащий в основе паники. Проникновение в этот сновидческий уровень и следование за переходящим потоком переживаний (намеренными и ненамеренными сигналами человека) по мере того, как он складывается, может открыть новые смыслы и понимания, привести к ощущению себя соавтором своей повседневной жизни.

Шаги в процессуальной работе с паническим атакам

Фасилитатор осознавания#, придерживающийся процессуально-ориентированного подхода, в работе с паническими атаками, уделяет внимание как обусловленным, так и необусловленным аспектам переживания человека, помогая ему услышать каждую сторону, не идентифицируясь лишь с одной из них, а пытаясь встать в позицию того, кто осознаёт разные аспекты переживания. Таким образом фасилитатор помогает человеку со временем раскрыть в себе способность к осознанию и найти тот центр восприятия, связывающий воедино разные уровни его переживаний.
В моей диссертации# (Vassiliou, 2005) я описываю процесс изучения обусловленных и необусловленных аспектов переживания панической атаки, выделяя 9 шагов (фаз работы). При помощи этой классификации я пытаюсь описать различные направления и методы терапевтического взаимодействия, приведённые в примерах, включённых в мой анализ.

В общих словах эти шаги включают в себя исследование переживаний в области обусловленной реальности, страны грёз и основы. Изучение переживания человека в области обусловленной реальности включает необходимость удостовериться в том, что человек проверил медицинские аспекты панических атак, чтобы распознать и исключить возможность существования каких-либо физических проблем, которые могут вызвать симптомы, похожие на панические. Необходимо проинформировать человека о доступных на сегодняшний день способах медикаментозного контроля и ослабления симптомов, когнитивно-поведенческой терапии и комбинированных методах лечения. Также важно прояснить повседневные проблемы, связанные с паническими атаками, такие как вызывающие их обстоятельства, их влияние на работу, доход, близких, быт и т. д.

Изучение переживания в области сновидческой реальности включает развёртывание субъективного восприятия панической атаки и следование за процессом, пока не обнаруживается смысл этого переживания для жизни человека. Исследование переживания в области основы подразумевает выявление его сущностного потенциала, который проявляется в субъективном восприятии человеком панической атаки. А также изучение этого чувства позволяет ему проявлять себя творчески и восприниматься человеком в форме инсайта, интуитивного постижения и понимании того, как это может изменить его жизнь.

Рисунок 3 наглядно демонстрирует девять шагов, схематично отображённых# относительно уровней реальности, на которые они направлены. Однако не всегда уместно строгое соблюдение той последовательности шагов, в которой они представлены здесь.

Анализ примера

А. Исследование обусловленных аспектов панических атак.

Это# случай женщины за тридцать, которая выросла в культуре, где выживание базировалось на общинной жизни, и соответственно, где убеждения, ценности и социальные роли поощряли и защищали общественные потребности более, чем индивидуальные. Нужды других ставились выше собственных и воспринимались как более важные. Социальная роль женщины — быть женой, матерью, заботиться о своём доме, супруге и детях. Социальная роль мужчины — быть мужем и отцом, обеспечивать свою семью и защищать её от опасностей извне.
Её первая паническая атака случилась, когда ей был 21 год — через год после рождения сына. В то время она жила с мужем и ребёнком в доме свёкров. Она вышла замуж годом раньше, в надежде оторваться от семьи, живущей блюдя традиционные ценности их культуры, которую она воспринимала как ограничивающую. Супруги надеялись, что у них будет шанс пожить вместе как пара несколько лет прежде, чем завести ребёнка, но женщина забеременела через несколько месяцев после свадьбы.

Врач, который наблюдал её во время первой панической атаки, сказал, что с физической точки зрения её здоровье в порядке, что ей просто нужно сменить образ жизни — уехать из дома свёкров. Пара переселилась в её родной дом, но ситуация была сложной — сказывались трудности во взаимоотношениях. Спустя год гражданская война ворвалась в их страну, и они переехали в другой город в целях безопасности. В стране начался экономический кризис. Женщина чувствовала, что ей следует начать работать, чтобы увеличить семейный доход, но её муж был против, считая себя обязанным обеспечивать семью. Он предпочитал, чтобы она сидела дома и заботилась об их сыне, которому на тот момент было два года. Тогда женщина начала свой бизнес без поддержки мужа. Дела пошли хорошо, и они переехали в более просторный дом. Она перенесла работу на дом, переоборудовав одну из комнат в домашний офис. Жизнь начала уравновешиваться, и панические атаки появились снова.

Через пять лет женщина переехала в Соединённый Штаты с мужем и семилетним сыном. Она была вынуждена покинуть страну, чувствуя, что традиционные убеждения и ценности, которые господствовали в её культуре, убивали её. Шесть лет спустя она ушла от мужа, а её тринадцатилетний сын остался жить с отцом. Беседа с Минделлом происходила через несколько месяцев после развода.

Условия возникновения панических атак: По словам женщины, у неё не было панических атак в течение нескольких месяцев, пока она была охвачена изменениями, и теперь она живёт в ожидании того, что они опять могут возникнуть, так как в её жизни всё снова начало стабилизироваться. По её описанию, она никогда не испытывала панических атак, когда её жизнь была в движении, постоянно трансформировалась. Но они возникали позже, когда всё начинало уравновешиваться.

Медицинские аспекты: Панические атаки возникали каждые несколько месяцев. Врач, который наблюдал её, прописал ей успокаивающие средства, которые она принимала всякий раз, когда чувствовала в этом потребность.

Б. Исследование необусловленных аспектов панических атак (развёртывание субъективного переживания панических атак)

Описание панической атаки: Женщина описывала панические атаки как боль в груди, учащённое сердцебиение, в то же время, показывая кулаком движения от и к груди. Она говорила, что центральным для неё было ощущение большой энергичности, параллельно быстро двигая руками вперёд-назад напротив груди.

Развёртывание субъективного переживания панической атаки: Процесс уже начал разворачиваться без осознания через быстрые движения рук женщины, которые она делала, говоря об ощущении себя энергичной. Фасилитатор осознавания помог ей включить в сознание то, что возникает в процессе переживания панических атак, через вхождение в эти быстрые движения рук и их амплификацию. Когда фасилитатор отзеркалил её движения она увидела некую фигуру, которая просит оставить её в покое. Это вскрыло конфликт (отражающийся, как на её внутреннем мире, так и на окружающем) между чем-то, желающим расслабиться, успокоиться, уравновеситься и вести «нормальную» жизнь, и чем-то другим, выступающим против того, чтобы его заперли в коробке — возбуждённая, фрустрированная, разгневанная энергия.
Следуя за взаимодействием этих двух переживаний фасилитатор осознавания поддерживает наиболее игнорируемое из них — желание жить согласно своим убеждениям, а не подчиняться установленным правилам. Он поощряет проявление этой возбуждённой, фрустрированной, разгневанной энергии, которую они обнаружили через развёртывание её субъективного переживания панической атаки, чтобы женщина могла почувствовать себя в оппозиции к внутренним голосам и людям в её жизни, которые обернулись против неё (ненавидели её, критиковали, заставляли чувствовать себя виноватой) за её стремление идти собственным путём.

Для дальнейшего исследования фасилитатор осознавания попросил женщину набросать то, что спонтанно придёт ей в голову, на листе бумаги, на котором он нарисовал коробку.

Женщина разукрасила куб, разделив его на шесть треугольников, каждый из которых заштриховала разными типами линий: прямые линии — горизонтальные и диагональные, волнистые линии, штрихпунктирные, частая штриховка и круговые линии. Послание, содержащееся в рисунке, выражало принятие себя. Она видела в своём рисунке образ разных состояний, которые она переживала. Фасилитатор осознавания отметил, что многообразие её сущностных базовых ритмов представляет её как человека, который делает много внезапных качественных преобразований в своей жизни.

Затем они начали разворачивать нарисованный на коробке ритм, который женщина описала как ураган, и который фасилитатор определил как наиболее далёкий от сознания. Фасилитатор осознавания попросил женщину рассказать об урагане. Она описала его как ветер, который врывается внутрь, переворачивает всё вверх дном и уходит. А своё поведение в роли урагана — как кого-то, кто входит в пространство и переделывает его на свой лад. Фасилитатор осознавания поддержал её в том, что ей свойственно трансформировать жизненные ситуации под себя, упомянув то, как она сделала это в начале беседы, когда перенесла стул, на котором собиралась сидеть, из угла в центр комнаты.

В. Развитие гибкости

Для этой женщины свойственно очень творческое проявление. Её более глубинное направление в жизни связано с постоянным созиданием и преобразованием. Её истинная сущность не может быть закрыта в коробке, несмотря на то, что она очень рациональна и организована. Но с точки зрения её воспитания и образования, неправильно быть такой, какая она есть на самом деле. Дальнейшая проработка проблемы выявила диалог, который может быть представлен схематично, как противостояние между консервативной «матерью» и творческой «дочерью» в присутствии любящей и поддерживающей фигуры, которая тоже проявилась в рисунке женщины. Развитие этого диалога могло бы приблизить эти позиции друг к другу, дав ей внутренний ресурс к развитию гибкости, позволяющей проявлять свою творческую натуру, будучи открытой для разных ритмов.

Разные точки зрения на определение проблемы

Отношение к проблемам, которые нарушают поток повседневной жизни, как содержательным, важным и потенциально полезным носителям информации ставит вопрос: что такое проблема? Ответ может отличаться в зависимости от занимаемой позиции.
С точки зрения повседневной идентичности проблема — это то, что разрушает эту идентичность и её приверженность идее того, что обусловленная реальность является единственно реальной. С позиции самого препятствия проблемой является идентичность, игнорирующая переживания, которые несут в себе это нарушение и едва уловимые сигналы, предшествующие ему (разнообразные проявления на уровне необусловленной реальности). Для того же, кто осознаёт многомерность переживаний, учитывая обе точки зрения, не вставая на сторону одной из них, проблемой является невозможность их одновременного сосуществования.

В случае женщины, о которой говорилось выше, можно предположить, что с позиции её повседневной реальности, в которой она ощущает себя локализованной во времени и пространстве, обладающей определённой идентификацией (ей следует остепениться, вести нормальную жизни, вести себя определённым образом и никак иначе), панические атаки — это проблема. Они мешают её повседневному существованию, разрушают чувство защищённости, которое она получает, придерживаясь привычного восприятия себя и мира вокруг.

С точки зрения сновидческой реальности (то есть развёрнутого сновидческого подтекста её панических атак), в которой она ощущает себя могущественной силой, непрерывно трансформирующей жизнь, проблемой является обусловленная реальность, которая игнорирует и ограничивает проявление этих аспектов её натуры.

Осознание многомерности переживаний обнажает ограниченность позиции идентичности, центрированной на частном аспекте ситуации, а не на осознанности как таковой, способной позволить женщине сознательно следовать всем аспектам своей натуры. С этой точки зрения, жизнь — это тайна, которую можно раскрыть для себя, и проблемы способствуют пробуждению.

Гипотеза, вытекающая из принципов данного подхода

Центральная гипотеза

Центральная гипотеза, которая выдвигается на базе применения данного подхода и анализа приведённого выше примера, заключается в том, что панические атаки связаны с необходимым для жизни человека направлением — направлением, ведущим его к целостности (своей сущности).

Телеологические перспективы центральной гипотезы

Рассматривая переживание панических атак из телеологической перспективы (переживания, проявляющегося из уровня основы через уровень страны грёз на уровень обусловленной реальности) эта «связь», обозначенная в приведённой выше гипотезе, подразумевает следующее: паническая атака — это проявление направления, которое можно почувствовать на уровне основы как едва уловимые тенденции, которые усиливаются, когда их игнорируют; на уровне страны грёз — как изгнанные аспекты человеческой сущности, проявляющиеся в сновидческих образах; и на уровне обусловленной реальности в виде панических атак. В этом смысле панические атаки служат цели ослабления идентификации с некоторыми аспектами натуры (обычная, повседневная идентичность, замкнутость на уровне обусловленной реальности), чтобы допустить идентификацию с другими (игнорируемыми) аспектами, которые отражены в направленности проявляющегося симптома. Иными словами, телеологическое представление центральной гипотезы о процессе, лежащем в основе паники, может быть сформулировано следующим образом: «Я паникую потому, что часть меня проявляется для того, чтобы я принял всего себя (стал целостным)».

Каузальные перспективы центральной гипотезы

Рассматривая переживание панических атак из каузальной перспективы (переживания на уровне обусловленной реальности, которое может быть развёрнуто через уровень страны грёз, к его источнику на уровне основы) эта «связь», обозначенная в приведённой выше гипотезе, подразумевает следующее: проблема (нарушение повседневной жизни на уровне обусловленной реальности) содержит в себе решение. То есть то, что заключено в сущности переживания панической атаки является необходимым направлением. Разворачивание
субъективного переживания панической атаки (то есть сновидческих, или необусловленных, аспектов переживания) обнаруживает игнорируемые аспекты сущности человека, и через них — необходимое направление его жизни. Другими словами, каузальное представление центральной гипотезы о процессе, лежащем в основе паники, может быть сформулировано следующим образом: «Я паникую, потому что я забыл, кто я такой (свою сущность)».

Предположения, следующие из центральной гипотезы

Сформулированная выше гипотеза выводит несколько предположений. А именно: следование направлению, проявившемуся в переживании панической атаки (то есть осознание этих аспектов своей сущности, открытость им, постепенное привнесение в свою повседневную жизнь), может отразиться на переживании панических атак (смягчить их или полностью устранить). Иными словами, если человек принимает направление, заданное на уровне основы, проблемы на уровне обусловленной реальности устраняются. Эта гипотеза подразумевает связь тела и ума — взаимодействие между сознанием и телом, между духом и материей.

Более глубокое изучение биологии (генетика) с целью исследовать физические нарушения, которые испытывают люди, чем больше они сталкиваются с неизвестностью — всё более возрастающая сложность, которую невозможно полностью понять, рассматривая только в перспективе уровня обусловленной реальности (сферы материального, физически измеримого тела). Например, исследователи до сих пор не могут установить биологические причины психиатрических нарушений. Более того, учёные уже не ищут одно главное нарушение в ДНК, которое бы отвечало за это. Скорее они пытаются найти и классифицировать группу неправильно функционирующих генов, что может быть вызвано, как наследственными (гены), так и приобретёнными (среда) факторами риска, которые действуют вместе в определённой последовательности и создают группу симптомов, которые проявляются в различных расстройствах (Stahl, 2000).

Взгляд на источник психических расстройств с позиции текущих биологических исследований выявляет взаимодействие между унаследованными и приобретенными факторами риска, влияющими на экспрессию генов. Это направление пока малоизученно и открывает широкие возможности для различных исследований, включая поиск принципов взаимосвязи сознания и симптоматических телесных проявлений. На изучении этого взаимодействия сегодня сфокусированы самые передовые исследования во множестве дисциплин, включая физику, медицину и психологию (Mindell, 2004b; Rossi, 2002; Van Praag et al., 2002). Сформулированная выше гипотеза является основанием для дальнейшей работы.

Вклад процессуально-ориентированного подхода

На мой взгляд уникальность и значимость процессуального подхода заключена в трёх принципах: рассматривание реальности как многоуровневой системы; признание важности и необходимости исследования разных уровней человеческих переживаний; разработка метода следования за потоком переживаний через разные уровни восприятия, который помогает равитию осознанности, способной объединить их.
С позиции парадигмы процессуальной работы панические атаки — это одновременно и проблема, которая требует разрешения на физическом уровне, и таинственный знак, приглашающий человека воссоединиться и стать соавтором своей жизни. По моему опыту процессуальная работа предлагает практику осознания, которая позволяет человеку принимать активное участие в этом танце сотворчества. Я хочу поделиться своими знаниями и пониманием парадигмы процессуальной работы и сказать читателю: «Вы можете присоединиться к танцу сотворения жизни, относясь с вниманием и уважением ко всем аспектам вашего опыта. Заботьтесь не только о физических потребностях тела, но изучайте и сновидеские аспекты ваших переживаний. Разворачивайте переживание жизненных проблем, отмечайте и раскрывайте едва уловимые тенденции, которые привлекают ваше внимание. Вычленяйте основу энергии, которая вас беспокоит, и позволяйте ей войти и изменить вашу жизнь».

Ограничения процессуально-ориентированного подхода

Этот подход потенциально полезен для тех, кто заинтересован в саморазвитии и личностном росте, кто хочет исследовать смысл своих переживаний, и обладает склонностью к символическому мышлению. Он также отвечает нуждам тех, кто не придаёт важности практике осознавания, указывая на более подходящие для них подходы. Один из предполагаемых путей развития может заключаться в поиске способов работы с людьми, которых не интересует саморазвитие.

Социальная значимость процессуально-ориентированного подхода

Обозначение трудностей, с которыми некоторые люди сталкиваются в повседневной жизни, как «психическое заболевание» сегодня заменили термином «психическое расстройство», так как это смягчает негативный оттенок, заключённый в этом понятии. Термин «расстройство» снимает представление об этом как о болезни, имеющей какое-то физическое происхождение, и не воспринимается как нечто постыдное. А также несёт надежду на излечение.

Важно признать трудность и болезненность того, как многие люди переживают «психические расстройства», омрачающие их повседневную жизнь. А также нужно отметить, что взгляд на эти переживания только как на недуг, который следуют вылечить (проблемы, от которых надо избавиться) усиливает болезненные и сложные аспекты этих переживаний, игнорируя их потенциальную ценность. Это приводит к тому, что человеку, страдающему от проблем, становится сложнее принять мысль о том, что в них может содержаться значимый смысл, и попытаться добраться до него.

Кроме того, рассматривание этих переживаний только как болезнь, поддерживает идентификацию, которая страдает от проблем, игнорируя позицию самого нарушения. Такое одностороннее понимание ненамеренно запирает человека, столкнувшегося с препятствием, в позиции его жертвы. Укрепление идентификации таким образом, ведёт к подавлению переживания, которое несёт в себе нарушение (энергию его создателя), что может поспособствовать лишь увеличению его интенсивности.

Позиция, которую представляет процессуально-ориентированный подход, предлагает альтернативу такому шаблонному пониманию, тесно связанному с концепцией «психических заболеваний». Она предполагает избегание такой односторонней поддержки идентификации и стремится к уменьшению подавления переживаний, заключённых в проблеме. Я убеждена, что этот метод сегодня может предложить очень многое в сфере психического здоровья.

Заключение

Парадигма процессуальной работы вносит в сферу заботы о психическом здоровье перспективу, которая расширяет концепцию исцеления, внося в неё даосский принцип веры в мудрость природы. Этот принцип подразумевает, что даже в проблеме заключена мудрость, указывающая путь к здоровому мироощущению. Такая перспектива раскрывает возможность для исследования многомерности человеческого опыта, и интеграции разных перспектив, которые проявляются при изучении каждого уровня.

Исходя из принципов процессуальной работы, причины, вызывающие панику, могут быть связаны с биологическими факторами, социальными или семейными проблемами. И всё же не менее важны и необусловленные аспекты, возможно, отражающие более глобальный процесс: возвращение к своему источнику, соединение с чем-то сущностным — своими корнями, природой или более глубоким направлением в жизни.
Когнитивно-поведенческая терапия, медикаментозное лечение и комбинированные подходы — современные стандарты лечения панического расстройства, — вероятно, очень полезны для удовлетворения потребностей в облегчении проблем в обусловленной реальности. Однако ведение работы лишь на этом уровне предполагает пренебрежение проявлениями сновидческой реальности и содержащимися в них перспективами. А это, в свою очередь, может способствовать усилению интенсивности проблемы, так как информация, заключённая в ней, не находит выхода. Исследования в этой сфере могут пролить свет на вопросы, связанные с отсутствием эффекта лечения, рецидивами и долгосрочной терапией, ответы на которые пока не найдены.

Автор

Лили Василиу, доктор наук, сертифицированный процессуальный работник и лицензированный специалист по социальной работе с основами в системном мышлении и его проявлении в групповой и семейной терапии. Она ведёт частную практику в качестве терапевта, является тренером процессуальной работы и фасилитатором в Греции и по всему миру, проводя семинары и тренинги, фасилитируя группы и городские собрания. Лили — один из основателей процессуальной работы в Греции, преподаватель Института процессуальной работы в Портланде, штат Орегон, США, и Институте антропологии в Афинах, Греция. Она увлечена применением концепций, идей и методов процессуально-ориентированного подхода, который она применяет в работе с различными проблемами и трудностями повседневной жизни, давая доступ к подаркам, которые они в себе несут. lvassiliou@gmail. com www.processwork.gr www.processwork.org/teachlily. htm

Библиография

1. American Psychiatric Association. (1994): ‘Diagnostic and statistical manual of mental disorders’ (DSM-IV) (4th ed.), Washington, D. C.: American Psychiatric Association.
2. American Psychiatric Association. (1998): ‘Practice guideline for the treatment of patients with panic disorder’, American Journal of Psychiatry, 155 (Suppl. 5), pp1-34.
3. Barlow, David H. (2002): ‘Anxiety and its disorders: The nature and treatment of anxiety and panic’ (2nd ed.), New York: Guilford Press#.
4. Beamish, Patricia M., Granello, Darcy H., & Belcastro, Amy L. (2002): ‘Treatment of panic disorder: Practical guidelines’. Journal of Mental Health Counseling, 24(3), pp224-246#.
5. Cannon, Walter B. (1929): ‘Bodily changes in pain, hunger, fear and rage’, New York: Appleton-Century-Crofts.
6. DiCarlo, Russell E. (1996): ‘Towards a new world view: Conversations at the leading edge’, Erie: PA: Epic Publishing.
7. Ekman, Paul (1992): ‘Are there basic emotions?’, Psychological Review, 99, pp550-553.
8. Izard, Carroll E. (1992): ‘Basic emotions, relations among emotions, and emotion-cognition relations’, Psychological Review, 99, pp561-565.
9. Mindell, Amy (1995): ‘Metaskills: The spiritual art of therapy’, Tempe, AZ: New Falcon Publications.
10. Mindell, Arnold (1985): ‘River’s way: The process science of the dreambody’, Boston: Routledge & Kegan Paul.
11. Mindell, Arnold (2000a): ‘Dreaming while awake: Techniques for 24-hour lucid dreaming’, Charlottesville, VA: Hampton Roads.
12. Mindell, Arnold (2000b): ‘Quantum mind: The edge between physics and psychology’, Portland, OR: Lao Tse Press.
13. Mindell, Arnold (2004a): ‘The quantum mind and healing: How to listen and respond to your body’s symptoms’, Charlottesville, VA: Hampton Roads.
14. Mindell, Arnold (2004b): ‘The quantum mind and healing: How to listen and respond to your body’s symptoms’, Charlottesville, VA: Hampton Roads.
15. Mindell, Arnold, & Mindell, Amy (2002): ‘Introduction to Process Work’, www. aamindell. net/processwork_frame. htm, Accessed August 4. 2004
16. Radin, Dean. (1997): ‘The conscious universe: The scientific truth of psychic phenomena’, San Francisco, CA: Harper Edge.
17. Rossi, Ernest L. (2002): ‘The psychobiology of gene expression: Neuroscience and neurogenesis in hypnosis and the healing arts’, New York: Norton.
18. Stahl, Stephen M. (2000): ‘Essential psychopharmacology: Neuroscientific basis and practical application’, (2nd ed.) Cambridge, UK ; New York, NY, USA: Cambridge University Press.
19. Van Praag, Henriette, Scinder, A., Christie, Brian R,, Toni, Nicholas, Palmer, Theo, & Gage, Fred (2002). Functional neurogenesis in the adult hippocampus. Nature, 415, 1030-1034. Notes: cited in Rossi
20. Vassiliou, Evangelia K. (2005): ‘Discovering meaning in panic: a process-oriented approach
to panic attacks’, Unpublished doctoral dissertation, Union Institute & University Cincinatti, OH.

Перевод

Полина Душацкая


 

Начало Начало / Статьи Ирины Зингерман Статьи Ирины Зингерман /   «Процессуально-ориентированный подход к паническим атакам»
© 2008 – 2012 Процессуальный мир.  Связь с нами | Поддержка и развитие сайта html_projects Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll









Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood