sep
middleshadow scroll-top

Шаманские сновидения

Отрывок из книги Роберта Мосса «Осознанные сновидения. Духовный путь для повседневной жизни»

«Шаманский путь работы с экстремальными состояниями сознания», семинар сертификационной программы

Шаманские врата

   Если верить словам кагвахивов о том, что "каждый, кто видит сны, немного шаман", то "шаманским" можно назвать любой подход к сновидениям, в которых сны считаются исходящими из внешнего источника за пределами эго. Мы уже познакомились, например, с гештальт-терапией, где к любому элементу сна относятся как к одушевленному существу, обладающему собственным голосом, - эта точка зрения согласуется с шаманским представлением о том, что все вокруг живет и имеет душу. Однако теперь нам предстоит поговоритъ о новых приемах, уводящих в самое сердце шаманского сновидения, за рамки приведенных в предыдущих главах упражнений и западной терапии в целом.

   Слово «шаман» пришло из языка сибирских тунгусов; обычно оно переводится как «тот, кто возвышен, приподнят» и означает человека, умеющего выходить за пределы самого себя в экстатическом трансе9. Очевидно, это подразумевает способность путешествовать вне тела в измененном состоянии сознания. Однако современный бум возрождения шаманизма в нашем обществе до сих пор оставляет неясным вопросы о том, кто такие шаманы и что именно они делают. Похоже, многие люди верят, что шаманы просто устраивают парные бани и постоянно жгут кучи шалфея. Это отчасти верно, когда речь идет о североамериканских индейцах, но любые внешние ритуалы мало связаны с основой шаманских практик — сновидением. Итак, что такое шаманское сновидение? Я много думал об этом, отсеял множество вариантов и в результате предлагаю такое обобщенное определение, связывающее все шаманские культуры: шаманское сновидение представляет собой способность осознанно проникать в мир снов, чтобы вступать в общение с наставниками, путешествовать во времени и пространстве и переноситься в иные измерения действительности; цель такой деятельности заключается в возвращении с исцеляющими дарами и знаниями, приносящими благо другим.

   Но каким образом шаманы по собственной воле «проникают в мир снов»?

   Опытный шаман делает это, просто смещая внимание в состоянии расслабления.
Впрочем, во-первых, среди нас не так много опытных шаманов, а во -вторых, даже они нередко пользуются для перехода в мир сновидения определенными стимулирующими средствами.
В коренных культурах шаманы применяют для смещения осознания самые разнообразные способы: управление дыханием, голодание, парные бани, долгое лишение ша, одиночные путешествия в особые места (например, в «места силы» или на древние кладбища), танец, пение и (в некоторых культурах) психотропные вещества. Кроме того, шаманы пользуются визуализациовными техниками, сосредоточиваются на символах и образах, которые могут стать дверью в одно из множества измерений необычной реальности. И все же общим для всех традиций остается один признак: характерным для шаманов средством смещения осознания является монотонное постукивание, особенно барабанный бой.

   Как отмечал Мирча Элиэде, первопроходец-научного изучения шаманизма, в звуках есть нечто волшебное. Шаманский барабанный бой, который, судя по всему, представляет собой древнейшую методику перехода в запредельное, остается поразительно действенным средством работы с рациональными, образованными представителями западного мира пост-постиндустриальной эпохи. Майкл Харнер, ознакомивший тысячи американцев с «сердцем» шаманских практик, гбворит, что подавляющее большинство участников его семинаров испытывает яркие и полезные переживания уже на первом занятии с использованием барабана. Я постоянно убеждаюсь в этом на своих собственных семинарах «Живых снов». При правильном выполнении упражнения и точной формулировке его цели девять участников из десяти погружаются в «сильное», совершенно осознанное сновидение во время самого первого сеанса барабанного боя, который продолжается всего пятнадцать-двадцать минут. Похоже, это ничуть не зависит от религиозных взглядов, образования и мировоззрения участников. На одной конференции в Голландии два психоаналитика-фрейдиста, посетившие мои семинары, отыскали меня только для того, чтобы рассказать об удивительно ярких образах, увиденных во время того занятия; оба решили, что их совместные переживания служат практическим доказательством телепатии. С другой стороны, наибольшие трудности при работе с барабаном испытывают те люди, которым всегда хочется во что бы то ни стало управлять происходящим. К числу таких «маньяков контроля» относятся и те, кому трудно вспоминать свои сновидения и работать с ними. Они ограждаются защитными механизмами эго из страха, что при открытом столкновении с источником сновидений их поглотит, захватит нечто неведомое. Рано или поздно они отдаются ритму барабана, и тогда им чаще всего удается начать работать со своими снами.

   Шаманский барабан — не концертная музыка. В самом простом варианте это обычный размеренный бой с частотой от четырех до семи ударов в секунду. Такой ритм способен вызывать поразительные вибрационные эффекты. На моих семинарах участники часто спрашивают, почему слышали в барабанном бое поющие голоса, другие музыкальные инструменты — иногда целый оркестр! В одном сновидении я с удивлением и радостью обнаружил, что мой барабан остроумно дополнен несколькими другими инструментами и все они звучат одновременно. Этот сон стал прекрасным комментарием к вибрационному эффекту. Впрочем, с обыденной точки зрения, шаманский барабанный бой очень далек от «музицирования», это просто способ открыть двери «наружу» посредством звука.
Размеренные, властные удары служат опорой для сосредоточения и помогают избавиться от посторонних мыслей. Они успокаивают живущего у нас в голове «внутреннего болтуна» и скептика, избавляют от блуждающих мыслей и подавляют застарелые умственные процессы. После своего первого занятия одна деловая женщина сказала: «Эти удары в барабан вышибли у меня из головы левое полушарие».

   Многие психологи предполагают, что шаманский барабанный бой упорядочивает нервную деятельность мозга, приводит ее в резонанс с частотой ударов — этот эффект называют иначе «акустической гармонией». Ритм барабана соответствует частоте волн мозга в тэта-фазе (от четырех до восьми герц), а эта фаза связана с гипнагогическим состоянием и сноподобными образами. По одной теории, шаманский барабанный бой заставляет волны мозга подчиниться его ритму, перейти к тэта-ритму и, следовательно, погрузиться в поток видений10.
Вы можете выбирать ту теорию, которая больше нравится. Одни считают, что размеренные удары приводят к «акустической гармонии», когда волны мозга переходят на тэта-ритм; другие верят, что шаманский барабан помогает телу сновидения «расшататься» и способствует его отделению от материального тела; третьи убеждены, что у каждого есть свои духовные наставники, которые стремятся вступить в общение с нами, как только мы открываемся навстречу такому общению. В конечном счете важно другое: шаманский барабанный бой работает. Он быстрее, надежнее и безопаснее многих других приемов, вызывающих измененные состояния сознания. К тому же это, без сомнений, намного лучше, чем «совершенствовать разум с помощью химии». Вероятно, в современных западных условиях жизни, связанных с повальной спешкой, шаманский барабан предпочтительнее восточных методов медитации, которая также позволяет выйти за рамки левого полушария.

   Классическая шаманская космология делит вселенную на три уровня, что явственно отразилось, например, в изображении на лапландском барабане, хранящемся в Берлинском музее. Космос делится на Верхний и Нижний Миры (их не следует путать с раем и адом), между которыми размещается Срединный Мир, где проходит большая часть бодрствующей жизни человека. У лапландцев шаман изображается как типичный Дед Мороз — он летит между мирами на волшебных санях, запряженных животными силы, северными оленями*.
*Изначально Санта-Клаус определенно был шаманом. Этот факт может стать откровением для тех, кто создает поздравительные открытки. Красное пальто Сайта-Клауса наводит на мысли о шкуре северного оленя. — Прим. автора.

   В типичных упражнениях для новичков, разработанных Майклом Харнером и его коллегами из Фонда Изучения Шаманизма, участников программы учат находить визуальный фокус, обеспечивающий переход в один из трех миров. Чтобы проникнуть в Нижний Мир и вступить в общение со зверем-хранителем, можно мысленно представить какой-нибудь проход, ведущий вглубь земли, пещеру, туннель или нору. Для подъема в Верхний Мир и встречи с духовным наставником также воображается некое средство восхождения: можно взойти на вершину горы, подняться в небо с извержением вулкана или быть унесенным смерчем, как Элли из Канзаса. Мы живем на грани двадцать первого века, и потому нет ничего плохого в использовании современных образов. Некоторые мои знакомые без труда переносятся в Верхний Мир, представляя, что поднимаются туда на прозрачном лифте («метод небоскреба»).

   В конце четвертой главы описывалось упражнение «Дерево-дверь», которое может стать действенной визуальной основой путешествия в любой из трех стандартных участков шаманского космоса. Помимо прочего, оно напоминает о Мировом Дереве, axis mundi — популярном образе на барабанах сибирских и саамских шаманов.
Особые зрительные образы становятся Bpатами в осознанные сновидения. Они играют ту же роль, что и «прокладывание пути» в западных эзотерических орденах, где основой для дальнейшей игры воображения служат символы карт Таро, образы священных мест или сооружения Внутренних Храмов. Что касается барабанного боя, то он отворяет эти врата и подталкивает к путешествию.

   На семинарах «Живые сны» мы призываем образы запомнившегося сна, чтобы с их помощью выстроить врата к осознанному путешествию по многочисленным мирам сновидений. Предлагаемые руководителем занятия зрительные образы могут оказаться искусственными (либо просто не подходящими для всех членов группы в данный момент), но картины из собственных снов всегда полезны, так как исходят из нашего личного источника сновидений. Они открывают именно тот путь, который нужен нам прямо сейчас" и ведут к тем наставникам, которые уже пытались вступить с нами в общение. Такая работа с образами из собственных сновидений гарантирует, что участник семинара не перенесется в мир чужих предположений и представлений.
Итак, мы сами выбираем свои врата в сновидения,- шаманский барабан помогает пройти в те области, где мы уже бывали во сне, а затем двинуться дальше, к бескрайним лесам потенциальных возможностей. На моих занятиях участники часто берут с собой партнеров, которые сопровождают их, помогают ориентироваться в окружающем мире, а после рассказывают «сны о чужом сне». Такой подход нередко приносит важные открытия и служит мощной подготовкой к другой шаманской технике, совместным снам.


Начало Начало / Шаманские сновидения Шаманские сновидения
© 2008 – 2012 Процессуальный мир.  Связь с нами | Поддержка и развитие сайта html_projects Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll









Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood