sep
middleshadow scroll-top

Процессуальная терапия глазами клиента


Отзывы, статьи и описания работы в процессуальной парадигме

Арина
История про температуру.

Я заболела, температура под 40 и более никаких симптомов. Почему-то в этот раз несколько моих друзей с удивлением спрашивали меня: «А почему ты заболела?». Это и сподвигло меня проработать эту ситуацию и описать ее как ответ.
Болею я редко, но тут ситуация дома настолько выбила меня из колеи, что я даже обрадовалась, - приду в гармонию со своими чувствами. Но я рано радовалась - телу быстро стало так плохо, что о гармонии речь не шла.
Температура поднялась в ночь, и я была уверена, что за следующий день я и поправлюсь. Но нет: вечер следующего дня застал меня в кровати, лежащую в состоянии тряпочки. Очень горячей тряпочки...
И как обычно: я все понимала. Мой ум прекрасно знал, ПОЧЕМУ я заболела... Я даже решилась и высказала все это своему мужу... Не помогло. То есть, это помогло нашим отношениям, но температура осталась при мне. Понимание проблемы умом не помогает ее решению, нужно осознание, изменение, действие.

При этом за окном стояла жара под 30 градусов в тени. Хотя почему за окном? У нас нет кондиционера, поэтому в доме было то же самое...
Болеть было ужасно не ко времени, как оно часто и бывает.

На третью ночь я поняла, что пора что-то делать... Небольшая доза жаропонижающего освободила во мне часть сил, и я занялась процессуалкой, не вылезая из кровати (в предыдущую ночь при температуре 39, 5 лекарство сбило мне ее до 38 и все на том).
Было около часа ночи.
Дети, к счастью, спали, и я смогла полностью сосредоточиться.
Сначала я просканировала свое тело внутренним взглядом и спросила себя: что я чувствую, что самое основное и притягивающее внимание?
Это было ощущение жара во всем теле и ломоты в костях... Я стала усиливать это и ощутила жар как от огромного костра, так гудящее пламя. Я стала потихоньку гудеть и гореть... Я ощутила себя огромной стеной огня, явственно гудящим пламенем... Я спросила себя - чего я, пламя, хочу? Конечно, я хотела все спалить - в основном все свое окружение, дом и семью, от забот о которых я так устала... Мне стало страшно.
Я продолжала проживать горение, но не могла пойти дальше в процесс - не могла даже в мыслях представить, что отпущу огонь и сделаю больно близким.
Тогда я сделала финт ушами))
Я спросила себя - а как это будет, когда все сгорит - как я того и хочу?
- И я сразу увидела знакомое мне по прошлым работам пространство: пустынная обугленная местность и море впереди. Прохладно, я сижу на песке, кутаясь в ветровку. Ветерок, и я наслаждаюсь этой прохладой (когда за бортом реальности моя температура, каменные джунгли и + 30, вы меня понимаете...).
Итак, я совершенно одна, позади запахи гари и никого и ничего - все выжжено. Какое-то время я сижу и наслаждаюсь тишиной и спокойствием, одиночеством, прохладой... Мне так не хватает этого в последнее время!
Однако через некоторое время я ощущаю, что это еще не все. Я снова спрашиваю себя: а что сейчас более всего привлекает мое внимание?
Это одиночество, нет никаких сомнений. Это слово тревожит меня и притягивает. Я не хочу жить одна в реальности, это ясно. Мне нравится моя семья, но, видимо, я очень устала. И я двигаюсь дальше в процессе - разворачиваю одиночество во всей красе: и вижу себя одну на всей планете, я, сидящая на берегу моря, абсолютно, совершенно одна!
Прямо как в том анекдоте: Адын... Адын!...Савсем адын!!! Ураа!!!
Я неожиданно явственно ощущаю всю планету, нашу Землю. И, следуя за процессом, становлюсь ею. Каково это, когда я и есть - Земля?
Я ощущаю мощь, огромную силу. Я продолжаю идти в это, чувствуя себя - Землей, и вдруг осознаю, что я, планета, люблю все, что есть на мне - все живое и всех людей. Боже, восклицает мой ум, притаившийся в углу, чтобы запоминать происходящее - она, Земля, ЛЮБИТ нас!!! Невероятно! И это после всего, что мы на ней творим...
После этого я иду в самое яркое - в любовь, становясь ею. И ощущаю себя светом, Божественным Светом, также знакомым мне по медитациям. И вот я - белый прозрачный, чистый, теплый и нежнейший свет, я и есть тончайшее выражение Божественной любви... Это удивительное переживание... Я обнимаю всех и все, что я вижу, как будто сверху, я люблю без напряжения, просто принимаю все полностью... Это состояние похоже на какое-то тотальное ДА всему миру, какой он есть.
И теперь я чувствую, что пришло время получить послание от этого состояния.
И я спрашиваю себя - что эта энергия, это состояние, этот Свет может пожелать той Арине, которая начала этот процесс? Ответ проявляется во мне моментально: «Люби как есть».

Вот мое послание.
И я, закрепляя эффект, прикладываю эти слова к реальной жизни, и спрашиваю: как изменится мой жизнь прямо сейчас, если я привнесу это послание в свою повседневную реальность? И проживаю ответ: я ощущаю, как накопленное раздражение уходит, как отпускает мое тело ярость и усталость от сопротивления и борьбы с тем, что есть.
И вдруг я на каком-то глубинном уровне ярко осознаю, что что-то изменить можно именно из этой точки - когда тотально принято то, что есть. А пока не принято, можно только убежать, чтобы прийти кружным путем к тому же больному месту.
И тут меня «отпускает» окончательно, я чувствую расслабленность и выхожу из процесса. Только затем, чтобы вернуться в окружающую реальность, конечно. У меня получается быстро и легко заснуть.
Когда я встаю в 6 утра, чтобы покормить младшего ребенка, я чувствую себя заметно лучше и из любопытства меряю температуру. Ее нет, т.е., она в норме))
Больше ни жар ни ломота ни слабость не вернулись.

Вот так я выздоровела в этот раз.
Спасибо процессуальным методикам и Ирине Зингерман, которая меня им научила, спасибо Арнольду и Эмми Минделл, кто разработали процессуальную психологию и продолжают творить с ней чудеса. Спасибо моим коллегам и особенно Яне Шкода, кто кропотливо и упорно отрабатывал со мною процессуальные техники. Это работает, и я не знаю ничего, что бы работало лучше.

15.07.12.
Арина Покровская.


Галина Яковлевна

Разум и душа

Текст опубликован также на сайте www.tolkovatelsnov.ru

Каждый сон несёт в себе информацию о наличии у сновидца больших или малых жизненных затруднений. Обладая навыком толкования по символам сновидения, некоторые из проблем можно легко выявить. А также в сновидении заложена информация о глубине проблемы и указан ресурс для её преодоления.

Попробую пояснить на примере.

Давайте рассмотрим моё сновидение, которое я видела накануне посещения семинара по процессуально-ориентированной психологии.

«Улица. Очень высокая (примерно 5 этажей) стена, наверху которой я повис (я парень), обняв какой-то выступ правой рукой. Опасности нет, есть кураж. Я жду, что внизу по улице сейчас пойдёт моя любимая, которая на меня обижена, и мне надо помириться. В левой руке оранжевый каучуковый шарик на длинной резинке. Любимая идёт, катит перед собой коляску с младенцем. Я кидаю вниз шарик, он ударяется о землю, отскакивает вверх, и резинка запутывается на пальцах левой руки. Любимая при этом недовольно говорит что-то воде того, что я шут, или: «Горбатого могила исправит». Разворачивает коляску и уходит».

Символы сновидения указывают на конфликт души и разума, связанный с чем-то новым. Надо сказать, что реально в жизни я тут же нашла несколько отражений этого конфликта. И я знала о них без всякого сна, и эти ситуации раздвоенности давят и предполагают, что надо как-то и в чём-то менять себя. Таким образом, толкование по символам не дало ничего нового.

Этот сон я проработала дважды, не анализируя, а лишь развивая чувства, заложенные в нём, и находя отклик на эти чувства в своём теле. Обе методики дали один результат, так как пришли к одному образу. Ресурс состоял в том, что надо легче относиться к внутреннему противостоянию. Не стоит разуму вовлекать душу в свои игры, а душе не надо так драматизировать ситуацию. Разум просто шалит, желая развеселить и расшевелить душу. «Не позволяй душе лениться», как сказал поэт.

Проработки сна происходили на семинаре. Реплики ведущего я записала по памяти, приблизительно. Но это необходимо, чтобы зафиксировать ход работы.

ПАРЕНЬ (во сне я была в этой роли).
- Что ты почувствовал, когда женщина ушла?
- Обиду, - ответила я, ничего не почувствовав на самом деле. Слово это пришло от ума, и это было ошибкой. Придумывать чувство ни в коем случае нельзя. Лучше отложить проработку на время.
- Где она в твоём теле?
- Ну, где может быть обида? В груди, наверное.
- Как ты её чувствуешь? На что она похожа?
- Такой шарик, клубочек. Маленький такой. Совсем маленький, его просто нет.
- Тогда сначала. Что ты почувствовал, когда женщина ушла?
- Досаду. Да это более точное слово, - вот это чувство я уже не придумывала, а реально ощутила в себе.
- Где она в твоём теле?
Рука сама потянулась к горлу:
- Здесь.
- Как ты её ощущаешь? На что она похожа?
Опять я ничего специально не придумывала. Мне представилось само собой - тёрка.
- Покажи тёрку. Каким жестом или движением тела можно показать тёрку?
Я сложила перед собой левую ладонь в кулак, а правой раскрытой ладонью стала тереть этот кулак. Замечу, что на языке символов левая часть тела относится к душе, а правая к разуму. Получилось: душа свернулась в кулак, а разум открыт, и он «трёт» душу. Такой своеобразный задира.
- Усиливай это движение, утрируй его.
Я стала всем телом помогать рукам. В голове сама собой зазвучала весёлая ритмичная мелодия. Пум-ба, пум-ба, пум-ба, пум-ба. Ноги, шея, спина, плечи - ребята, да я танцую, мне хорошо, мне весело!
- Где в природе ты можешь встретить такое же чувство? Что вызывает у тебя такое же веселье и радость.
- Летний дождь, пузыри на лужах, радуга в полнеба!
Да, это не тяжёлые свинцовые тучи. Это короткое и временное явление, которое не может нанести урон. Такой дождь не страшен. Но он полезен, он освежает и очищает.
Вывод. Не стоит так настороженно относиться к играм разума. Это лишь подпитка, промывка, стимуляция жизни.

ЖЕНЩИНА.
Я не буду делать подробную запись в лицах. Суть в том, что, поставив себя на место той женщины кляской (напомню, сон я видела от лица мужчины), я почувствовала, что она сама-то очень хочет помириться, но её не устраивает его поведение. Идя по улице с колясочкой, она уже чувствует напряжение, так как ждёт от него нестандартной выходки. И это её не радует, а раздражает. Она заранее готова рассердиться.
Сконцентрировавшись на этом раздувании своего недовольства, я отзеркалила своё состояние на природу. Возникло ощущение, что я туча. Мрачная такая и несколько величественная туча на голубом просторном небе. Сразу же расхотелось набирать дальше силу, а захотелось пролиться дождём. Я медленно летела (двигалась с закрытыми глазами по комнате) и видела под собой лужи с пузырями, босых детишек и слышала смех.
Это, по сути, то же самое, что и в первой проработке, только подход с другой стороны.


Галина Яковлевна
Телесные симптомы
Текст опубликован также на сайте www.tolkovatelsnov.ru

Существуют практические методики, имеющие в основе тот неоспоримый факт, что наши жесты, мимика, интенсивность и форма перемещений, телесные ощущения напрямую связаны с движениями души, с чувствами. Умение работать с телесными симптомами дает продуктивный канал для толкования сновидений.
Если попробовать усиливать любое ощущение своего тела, то оно непременно отреагирует новыми движениями. Например, у вас слегка ноет зуб. Вы можете за делами и разговорами отвлекаться от этой боли. Но как только вы обратите на неё специальное внимание, боль усилится, и рука сама потянется к щеке. В свою очередь, если усилить своё внимание к руке, прижимающейся к лицу, и усилить её давление на щёку, то может появиться следующий телесный симптом. Вы можете начать раскачиваться из стороны в сторону, убаюкивая боль, или качаться вперёд-назад, или начать ходить по комнате. Если и это движение довести до максимально возможной интенсивности, оно может перейти в новое. При этом естественное движение (телесный симптом), будучи преувеличенным, выдаст вам неожиданный, часто кажущийся нелепым, образ или ёмкое значимое для вас слово. Этот заключительный аккорд даёт информацию о вашем характере, стиле жизни, расстановке приоритетов, системе ценностей, особенностях взаимоотношений с другими людьми и многое другое.

На семинаре по процессуально-ориентированной психологии слушателям прежде всего предложили научиться замечать (осознавать) своё тело и понимать, о чём оно говорит.

Вот что у меня получилось.

Я сидела на стуле. «Просканировала» тело, ничего особо примечательного не нашла. Ну, разве что спина устала за день.
Начала усиливать ощущение усталости в спине, почувствовала давление, стала гнуться вперёд. Может быть, даже упала бы со стула, если бы напротив меня не сидела девушка, которая контролировала процесс.
Попутно я вспомнила о навязчивой подруге, которую мне жалко, но и надоело слушать её нытьё. Испытала лёгкое разочарование: это и есть тот самый значимый образ? И что? Как-то получилось быстро, но незначительно и непонятно. Погнувшись ещё, я поняла, что я - ломовая лошадь, везущая воз. Даже поцокала языком, как копытами.
Девушка, которая была при мне, обратилась за помощью к ведущей семинара Ирине, которая сказала, что надо усиливать дальше. Но как? Мы не поняли.
Ирина подозвала меня к себе и... неожиданно запрыгнула мне на спину.
- И что дальше делать? - спросила я.
- Не знаю, я груз, мне всё равно.
Я повезла «груз» по комнате. А что же ещё могла сделать ломовая лошадь?
- И долго так?
- Не знаю, я груз, мне всё равно.
Я знала, что могу покатать «груз» ещё, но зачем тянуть? Всё равно рано или поздно я упаду. Мысль о том, что груз можно скинуть, мне не пришла в голову. Потому я со всего маху упала на пол. Лежу ржу, как и положено лошади, «груз» на мне. Надо сказать, что девушка примерно вдвое меньше меня, потому особого дискомфорта я не испытывала.
- А дальше что?
- Не знаю, я груз, мне всё равно.
Я попыталась встать с «грузом» на спине. Мне это не удалось. Тогда я лёгким движением плеча скинула Ирину с себя и встала. Дальше я сделала то, что здраво объяснить не могу. (Хотя со стороны и до этого всё выглядело подозрительно нездорово). Я встала, Ирина не успела опомниться, как я лёгким движением руки подняла её и снова закинула себе на плечи.
Вот это и есть мой стиль жизни: везу воз, упала, поржала, встала, взвалила ношу на себя и дальше пошла. Что с этим делать? А ничего. Силы-то есть, значит, могу.
- Посмотрите, Галина Яковлевна, как вы стоите.
- Как?
- С вызовом, «руки в боки». Это поза: я всё могу, и пошли все на фик! Но так можно и надорваться. Поэтому к спине прислушивайтесь, она ваш контролёр и советчик.


Галина Яковлевна
Вещий сон
Текст опубликован также на сайте www.tolkovatelsnov.ru

Проработка вещего сна по методу процессуально-ориентированной психологии даёт информацию о внутренних проблемах сновидца. Помимо того, что сон предрекает событие (чаще всего беду), он показывает, где заложен ресурс для наименее болезненного прохождения неблагоприятного периода. Получасовая хроника углубления в себя под руководством психотерапевта.

Вещий сон двадцатилетней давности. Это не страшно, и всё же это не вполне корректный выбор. Следует брать сон, который вспоминается сам, и у меня есть такие. Накануне, я заглянула в свои записи сновидений и решила, что надо брать для начала что-то покороче и с прямым, а несимволическим сюжетом. То есть выбор сделан не спонтанно, как хотелось бы. Я давала этот сон в статье, которая написана в тот период, когда я ещё совсем ничего не понимала в предмете нашего разговора. Сейчас просто скопирую.

«Я вижу во сне свою приятельницу (не слишком близкую подругу, но дорогую моему сердцу), которая живет в другом городе. Наяву она родила ребенка, причем больше десяти лет лечилась, чтобы это произошло. Понятно, что для всех, кто ее любит, это сверхрадостное событие. Так вот в моем сне (недели через три после родов) она стояла с другими женщинами среди колясок и детей. Я попросила показать мне, в какой коляске ее мальчик. А она довольно спокойно ответила: «Нет у меня никакого мальчика». Сон тяжелый, но не единственный такой мрачный из моих видений. Обычно через несколько дней все это забывается. На этот раз было иначе. Мне позвонила наша общая знакомая и сообщила, что мальчик умер».

Я намеренно взяла столь давний сон, чтобы понять, как он может быть полезен через столько лет, и не прогадала.
Реплики ведущего я записываю по памяти, приблизительно. Но это необходимо, чтобы зафиксировать ход работы.

- Закройте глаза, дышите ровно, спокойно. Следите за дыханием, расслабьтесь. Попробуйте подобрать мелодию, звучащую в такт дыханию.
Я не знаю, сколько это продолжается, наверное, минут пять. Спокойный убаюкивающий голос. У меня звучит вальс Доги («Мой нежный и ласковый зверь»)
- Войдите в свой сон. Двигайтесь примерно так, как вы двигались в нём.
Я продолжаю сидеть на стуле, хотя во сне я шла. Мне неохота ходить с закрытыми глазами. Но слышу движение вокруг. По прошлым проработкам знаю, кто-то ходит, кто-то раскачивается, кто-то извивается, кто-то ползёт.
- Что вы чувствуете, будучи в этом сне? Какие ощущения. Дайте волю чувствам, не останавливайте себя. Какие звуки вас окружают? Какие звуки вы слышите или издаёте?
Группа начинает звучать. Гудение, шуршание. Кто-то мычит. Ритмичный звук топота копыт (как выяснилось, мой сосед был кем-то копытным, теперь уже забыла кем, и барабанил пальцами по полу).
Ох, не сбиться бы!
Что я чувствую? Передо мной дилемма. Наверно, тогда 20 лет назад я удивилась или расстроилась, но теперь я не помню этих чувств. Зато теперь есть напряжение и неловкость, что я своим вопросом, возможно, сделала ей больно. Хотя, замечу, она спокойна.
- Ваши чувства просятся наружу. Каким жестом или позой вы можете их подкрепить. Чего хочет ваше тело. Оно знает действие или позу. Какое дальше действие? Усильте его, сделайте это преувеличенно, утрированно.
Я бы ушла, понурив голову. Хотя логичнее было бы обнять её, пожалеть. Но мне стыдно за себя, что вломилась в чужую беду. Встать, уйти? Я выбираю другое: когда мне неловко, я напряжена и недовольна собой, я поджимаю большие пальцы рук, прижимаю их к ладоням, и закрываю кулак. Большой палец оказывается под остальными четырьмя. Я делаю это движение долго, со всей силой давлю, зажимаю большие пальцы на обеих руках.
Хочу добавить, что делаю это не под гипнозом, а совершенно осознанно выбираю такой вариант, понимая, что он демонстрирует мой «зажим», несвободу. Понимаю также, что если ведущий наблюдает за мной, то внутренне усмехается - час назад, в процессе другого обсуждения, я утверждала, что внутренне свободна.
- Что вы чувствуете, находясь в такой позе? Что вы чувствуете, когда делаете это движение? Усильте это ощущение.
Кажется, кто-то из группы «свищет саблей» рядом со мной. Не срубили бы голову!
Усиливаю давление, ощущаю, что сдавлена я вся. Кошмар! Страх и ужас! Впрочем, сознаю, что всё это во мне нарочито-преувеличено. Но понимаю, что так и надо, это правильно.
- Отзеркальте это чувство на природу. Где на нашей большой Земле есть такое место? Это море? Это лес? Это скала? Что чувствует море? Ваши чувства похожи на чувства леса?
Судорожно ищу, что бы в природе могло быть так сдавлено. Вижу волю - лес, море, ветер, облака. Да где же оно, моё место? Скала? Нет, не то!
- Как по-другому можно показать ваше состояние, ваши чувства? Измените позу, попробуйте другое действие.
Я слышу перемещения вокруг себя. Я продолжаю сидеть на стуле - вот он зажим. Мысли: «Видите ли, неохота ей двигаться, лень ей, видите ли! Да нет, душа моя, это тот же зажим! Ты не можешь двигаться, ты зажата»!

Вот оно, то место! Не приведи Господи! Под землёй. Это неплодородный пласт земли, разумеется, названия не знаю.

Продолжаю сидеть на стуле, кладу левую ладонь на левое колено, правой ладонью с силой давлю сверху на левую кисть. Давлю, что есть силы. Трезвый голос внутри: «Полегче, мадам, не проломите руку, ногу и стул»!
- Прочувствуйте хорошенько, какая есть жизнь вокруг вас. Звуки, ощущения, какие они?
Сверху другой пласт, снизу другой. А ещё ниже бушует магма. Сверху жизнь, цветуёчки с ветерочками. Снизу огонь и разрушения. Меня сдавили и это навсегда, навеки! Ужас.
Хотя... Я слышу шум ветра наверху. Я чувствую корни растений, они не так уж далеко. А ручеёк... он размывает мне пятки.
- Каким словом вы определите своё предназначение в таком своём виде? Вы кто или что? Вы для чего?
Я - щит, я - граница и я - опора.
- Вернитесь к наблюдению за своим дыханием. Вздохните глубоко, откройте глаза, вернитесь в нашу реальность.
Опора... Щит... Но надо ли это мне? Или всё же - зажатость, несвобода?
Шок! Масштабы моего потрясения столь велики ещё и потому, что проработка кошмарного сна четырёхлетней давности дала такой же результат.
Где та свобода, которая, мне казалось, у меня есть? Обдумываю, отслеживаю свои «несвободы». Оказалось, их несколько. И все ли поймала?

Обратите внимание, сон может быть сколь угодно давний, если вы его достоверно помните. Помните - значит, он не потерял актуальности. Не имеет значения, что ваши чувства во сне стали другими, сон выявит свою значимость на сегодняшний день, если вы привнесёте в него сегодняшние чувства. Дальше, мне представляется, что очень важно найти движение, жизнь и источник позитива в той местности, что вы представите, какой бы невероятно неприятной она ни была. Ещё важный момент - работать надо именно со сновидением, а не с предсказанными событиями.

Я сделала такую подробную запись не для того, чтобы обнажиться перед миром, и не для того, чтобы удовлетворить свои графоманские потребности.
Причина в том, что мы уже несколько месяцев на форуме ведём вялотекущие разговоры о подобных разборах. Однако я до вчерашнего дня не понимала в полной мере, что значит «отзеркалить» на природу свои ощущения. И, конечно же, не понимала, зачем это надо. Теперь поняла, и надеюсь, что мои записи помогут ещё кому-то понять. Ведь не у всех есть такая шикарная возможность пройти работу с психотерапевтом. Но попробуйте сами. Если ваша «гиря» не слишком тяжела, вы сможете достать её самостоятельно. Может быть... Я надеюсь...


Галина Яковлевна
Звуки внутреннего мира
Текст опубликован также на сайте www.tolkovatelsnov.ru

Практика процессуально-ориетнированной психологии подтвердила предположение о взаимосвязи всех каналов, по которым мы получаем информацию извне и транслируем в мир свой внутренний настрой, характер, переживание и следствия наших проблем.
Для начала вспомним фильм «Зимний вечер в Гаграх», тот эпизод, где герой Евстигнеева просит собеседника громко крикнуть. Молодой человек зажат, и у него получается жалкий вздох в сравнении с тем, какой звук выдаёт внутренне свободный пожилой танцор. И свободный герой симпатичен зрителю.
Однако разухабистый хам, орущий на улице, не вызывает симпатии. Скорее всего, такой человек выпил и таким способом снял ограничивающие рамки. Он пытается преодолеть запрет и, тем самым, доказать свою значимость и уверенность. Орущий человек интуитивно чувствует: голос - помощник.
Внутренний запрет на звучание есть практически у всех. Потому что с детства нас учат «не высовываться» и не шуметь, и т.д. И, как показала практика процессуально-ориентированной работы, действительно, звук, издаваемый собственным голосом, может поменять самоощущение и спровоцировать возникновение инсайта (понимание, озарение, внезапная догадка). И уж точно все знают, что он приносит некоторое облегчение. Именно поэтому мы стонем от боли, в горе «ревём в голос» или кряхтим, выполняя трудную работу.

На форуме нашего сайта [Галина Яковлевна имеет в виду www.tolkovatelsnov.ru] есть запись о практической работе с помощью голоса. Новичку трудно поверить, что прострел в спине можно вылечить пением, но верить не обязательно. Надо просто попробовать и убедиться. Не обязательно ждать «прострела», достаточно последить за собой, чтобы обнаружить моменты, когда вам хочется кричать, петь, свистеть, мяукать, мычать или звучать как-то иначе. Хочется - звучите!

Вот пример с форума:
Astro:
«...Я сосредоточилась на боли и дальше следовала за малозаметными движениями тела.
...Постепенно движения усилились, но наибольший эффект произошел, когда я добавила звучание, постепенно звук нарастал и я поняла, что нужно петь. 3 часа я во весь голос пела (благо дома никого не было). А должна Вам сказать, что я вообще никогда не пою, у меня со звучанием всегда были проблемы. При этом голос у меня очень сильный и тембр приятный. Но я не пела даже обучаясь 9 лет в музыкальной школе.
...Так вот, эта моя потребность в сильном пении, звучании получила выход, и чем больше я пела, тем слабее становилась боль в спине. За 3 часа пения она прошла практически на 85%.
...Я смогла нормально заниматься своими делами, хотя накануне поднималась с пола 35 минут (мне муж сделал массаж и ушел, а я пыталась встать со слезами на глазах и это был очень сложный и длительный процесс). Вот такой у меня опыт.
...Кстати мне хотелось петь именно украинскую народную песню "Цветет терен", так как она протяжная и поется громко, в хорошей тональности. В интернете нашла ее полную версию и была удивлена, что в оригинале она отличается на несколько куплетов и главное - по смыслу от общепринятой версии. Поэтому получила не только эстетическое удовольствие, но и интеллектуальное».

Процессуально-ориентированное направление психологии рассматривает сны, как один из источников информации о человеке. Но также как со снами, можно работать с болью, с депрессией, с трудными отношениями, с зависимостями (курение, кофе, игромания, наркотики и др.) Практически во всех методиках рекомендуется поддерживать свои чувства звуком голоса. Прежде, чем следовать любой методике, рекомендуется несколько минут посвятить настройке на работу: закрыть глаза, последить за дыханием, дышать глубоко и ровно, уйти мыслями и чувствами из окружающей реальности.

Работа с отношениями с помощью звука.
1. Сформулируйте для себя, в чём суть наиболее острой проблемы в отношениях с кем-либо. Проговорите вслух то, что вас тревожит, раздражает, пугает, заботит и т.д. в отношениях с этим человеком.
2. Представьте этого человека перед собой. Нужно чётко увидеть и почувствовать его перед собой в характерной позе, в которой он мог бы сидеть или стоять.
3. Сделав шаг вперёд, войдите в пространство, где вам представлялся этот человек, примите его позу. Попробуйте осознать его чувства и ощущения. Как жить и находиться в таком теле и в этой позе.
4. Проявите через ритм, мелодию или просто звук то, как вы себя ощущаете в этом теле.
5. Прислушайтесь к телу. Как в нём отзывается звук? Какие появились тенденции к движению? Усильте звук и движения тела. В каком месте, в каком пространстве, в каком мире могли бы быть проявлены такие звуки и такие движения? На какой образ это похоже? Какую энергию несёт этот образ? В чём суть этой энергии? Что эта энергия могла бы дать вам? В чём суть послания к вам, передаваемого этой энергией?
6. В мыслях и ощущениях вернитесь в своё тело и на то место, откуда вы сделали первый шаг. Теперь прислушайтесь к своим ощущениям и найдите своё звучание, которое было бы ответом проработанному раньше звуку. Звуком м движением раскройте суть другой энергии, как делали это в предыдущем пункте.
7. Осознайте, в какой взаимосвязи находятся первое и второе звучание и какое понимание отношений может дать взаимодействие возникших энергий и образов.
8. Постарайтесь объединить два звучащих ранее звука. Что за звучание получится? Какое движение тела оно провоцирует? Каким образам, ассоциациям ведёт и какое несёт вам послание? В этом последнем этапе заложен ресурс. Чувство, ощущение, понимание или совет, полученные в итоге работы, помогут снять проблему в отношениях, если вы сумеете привнести это в жизнь.

Практика
Удивительно, но никогда нельзя предугадать, что выйдет в конце процесса. Работая с клиентом, психотерапевт видит, что он, например, груб или, напротив, обидчив. Слишком мрачен или излишне суетлив, самоуверен или нерешителен. И так далее... Понятно, что это может быть помехой в отношениях, с которыми ведётся работа. Но всегда бывает неожиданным тот образ, через который приходит осознание и клиент говорит: «Возможно, я груб, надо бы помягче...» или «Кажется, он не то имел в виду, зря я обиделась».


Галина Яковлевна
«Злоумышленник»
Текст опубликован также на сайте www.tolkovatelsnov.ru

Это не был сон, это было реальное происшествие, неправдоподобное, как сон. Я и проанализировала его как сон. Затем поняла, что при такой яркой эмоциональной составляющей напрашивается проработка по методу процессуальной психологии, где отправная точка - эмоция. Записываю всё это в надежде, что кому-нибудь пригодится мой опыт.

Воскресный майский тёплый и ясный вечер. Я выхожу из своего подъезда погулять с собакой и иду навстречу своей приятельнице, которая со своим псом ждёт нас. Вдруг она указывает мне на что-то за моей спиной. Я оборачиваюсь и вижу свой дом, по которому, как человек-паук, карабкается мужчина. Вот он уже на втором этаже на балконе, стоит на перилах и держится за прутья балкона третьего этажа.
И ЭТО МОЙ БАЛКОН!!! И дома никого нет.
Легко подтягивается, и вот он уже перекидывает ноги и стоит на моём балконе. Дверь закрыта, но я знаю, что она не заперта.
Я стою в столбняке, моя приятельница кричит что-то вроде:
- Эй, мужчина, вы куда это?
Он оборачивается, опирается локтями на перила.
- Не волнуйтесь, женщины. Я - не вор. У меня просто друг тут живёт, - отвечает очаровательный блондин с ямочками на щеках. Как будто ходить в гости к другу через балкон третьего этажа - это обычное дело.
Не могу объяснить, почему я не испугалась, не разозлилась. Удивилась - это да. Но и стало очень весело.
- Понимаете, - говорю, - это мой балкон. Я всех своих друзей помню наизусть, а вас что-то не припоминаю.
Тут мы немножко поспорили: он пытался доказать, что балкон не мой, так как под ним стоит машина его друга. Как-то для меня это звучало неубедительно. Не знаю, смогла бы я его уговорить, но на бесплатный цирк высыпали соседи. Каждое семейство - на своём балконе. Тоже неправдоподобное зрелище.
Парень согласился покинуть мою территорию, причём через дверь квартиры, то есть посредством лестницы в подъезде. И я пошла выпускать его.
Казалось бы - конец истории. Но нет!
У моей двери уже стоял сосед сверху (Володя):
- Да вы что! А если он наркоман безбашенный... А если бандит с ножичком... А вы его выпускаете... Да мы уже и милицию вызвали...
Я как-то сразу сдалась. Пошла на улицу ждать милицию. Парень на балконе удивился:
- А что же вы меня не выпускаете?
- Даааа, - говорю, - а если ты безбашенный наркоман и бандит с ножичком?
- Нет, - говорит, - я просто к другу зашёл.
Тут за него вступился сосед снизу (Миша):
- Давайте, я его выпущу. Ну, заблудился человек, с кем не бывает. Пойдёмте, давайте мне ключ.
Я слегка растерялась. А вот парниша на моём балконе не растерялся. Сказав что-то вроде того, что милиция у него в планах не стоит, спокойно перекинул ногу наружу, в считанные секунды непостижимым образом спустился на балкон второго этажа, затем на землю и был таков.
Народ с балконов разошёлся. Я ушла гулять с собакой. А когда вернулась через полтора часа, мне этого моего «друга» привела милиция. Оказалось, не успел уйти далеко, стражи порядка бдят.
Для развязки скажу, что выяснилось: друг его действительно живёт в соседней квартире, и его балкон выходит на другую сторону дома.

***
Меня удивило многое в этой истории. И не только то, что в пляжных тапочках можно лазить по стенам.
Прежде всего, я удивилась сама себе: когда увидела, как он слезал, испытала громаднейший восторг и восхищение. Чувство опасности, которое мне навязывал сосед Володя, отсутствовало.
Не менее удивительно точное попадание во времени. Если бы «друг» появился на моём балконе на 3 минуты раньше, и я бы увидела его изнутри квартиры? Думаю, я бы так не веселилась. А если бы на 3 минуты позже? Я бы уже ушла, а дома никого... Ой! Боюсь, что было бы как в «С лёгким паром». Прихожу домой, а в столовой на диванчике пьяный мужчина отдыхает. Куда как весело!

***
Имея навык работы со снами, я не могла оставить такой случай без внимания.
Если бы это был сон...
Совершенно очевидно, что, не вдаваясь в мелкие детали, можно выделить трёх разных мужчин. Предусмотрительный, осторожный и законопослушный Володя, добрый и отзывчивый, особенно к подвыпившим собратьям, Миша и безымянный симпатяга, которого я не впустила в дом и который мне не друг. (Очень похож на Максима Аверина, только волос на 2см больше).
Все эти три мужчины - проявления моего анимуса.
Для тех, кто не знает, что это такое, коротко поясню. Это такие качества женщины, которые условно относят к мужским (обычно: сила воли, способность к анализу, умение подставить плечо и так далее). То, условно мужское, что мы имеем сами, мы ищем и в мужчине, которого хотим видеть рядом с собой. Анимус индивидуален и вместе с ним индивидуально представление каждой женщины об идеальном мужчине.
Если говорить о том, что показал мне мой сон наяву, то очевидна спорная позиция двух мужчин по отношению к третьему, которого я отвергаю. Иначе говоря, я отвергаю в себе те качества, которые несёт наш безымянный герой: свободу, ловкость, находчивость, уверенность, непризнание риска, бесшабашность, пофигизм. И признаю в себе те противоречивые качества, носителями которых являются в моих глазах Володя и Миша.
Заметим ещё, что я парня прогнала, но милиция (символ моего внутреннего цензора) вновь мне его привела. И тут я сказала, что претензий к нему не имею.

***
Буквально 10 минут потребовалось, чтобы проработать этот сон наяву по методу процессуальной психологии.
Самое яркое и непредсказуемое чувство на протяжении всей этой истории - восторг. Я закрыла глаза, увидела снова спустившегося с высот парня, вернула себе это чувство.
Я не понимаю, когда мне на вопрос, где вы ощущаете это чувство, отвечают незнанием. Моя всякая эмоция имеет своё место в теле. Страх холодом бежит по спине, обида коготками скребётся внутри грудной клетки или сворачивается там горячим клубочком, досада похожа на кухонную тёрку внутри горла. Булькающий восторг был тоже на уровне горла, руки сами стали показывать, как это буйство из меня плещется-выплескивается. Методика состоит в том, чтобы усилить движение и принять те образы, которые появятся сами собой перед вами. Усиление моего движения (махание руками на уровне горла, ладони вниз) навело меня на мысль, что так дети играют с мячиком. Я как будто била мячик об асфальт. Слившись ощущениями с движением прыгающего меча, я почувствовала себя девочкой со скакалкой и просто «увидела» озорную Пеппи Длинный Чулок, но перепутала имя, назвала её Мери Поппинс.

Какие качества несут в себе эти героини? Пеппи - полная внутренняя свобода, умение видеть мир таким, что он ей нравится, несмотря ни на что. Мери - полная внутренняя свобода, умение трансформировать мир, делать его таким, что он ей нравится и нравится детям.

***
В этих образах (Пеппи и Мери Поппинс), так же как в образе случайного парня, карабкающегося по стене, был заложен мой ресурс для выхода из уныния, из некоторого упадочного состояния, в котором я находилась в последнее время в силу разных обстоятельств.
И, вы знаете, помогло! Я ожила!



Начало Начало / Отзывы Отзывы / Процессуальная терапия глазами клиента Процессуальная терапия глазами клиента
© 2008 – 2012 Процессуальный мир.  Связь с нами | Поддержка и развитие сайта html_projects Размер шрифта: Маленький размер шрифта fsz fsz fsz
scroll









Движок сайта: SpoonCMS
Дизайн: Ashwood